chuvashsky (chuvashsky) wrote,
chuvashsky
chuvashsky

Category:

ПОЧЕМУ ещё в 1995 ЧУВАШ НЕ ЛЮБИЛ ЧУВАША?

Хведер УЯР (1914-2000) - один из нескольких столпов чувашской прозы. Автор исторического романа-дилогии "Тенёта" и многих книг прозы и публицистики. Несколько его книг было изъято из библиотек и уничтожено (по обвинению в национализме). Родился и вырос в самарской чувашской деревне. Главной его болью вплоть до последних дней оставалась жалкая судьба родного народа.
Публикуемое эссе впервые опубликовано по-чувашски в газете "Хыпар" в 1995 году. Русский перевод опубликован в том же году в журнале "ЛИК Чувашии".

ПОЧЕМУ ЧУВАШ НЕ ЛЮБИТ ЧУВАША?
http://chuvash.ru/node/44
Эссе 1995 г.

Хведер УЯР

 

На самом ли деле чуваш не любит чуваша? Есть ли в жизни подтверждение этому?

Сколько угодно! — утверждает автор. Уже само отрицание чувашами чувашского говорит о многом. Обращение в татар целых чувашских деревень. Неверие в будущее своей нации. Привычка жить в угоду соседним народам. Может, наши предки тогда уже заметили близость чувашского и татарского языков, вполне может быть.

Теперь же чувашский интеллигент ближнего своего видит в русском, тянется к русскому. Мы знаем: русский народ многочислен, он сильней, культурней, иногда нахальнее, наглее (в последнем убеждает интервенция российских войск в Чечню). "Шишки", сливки чувашской «интеллигенции», правдиво показанные писателем Семеном Хуммой, учитывая данное положение вещей, решили вконец обрусеть — практично и удобно. В этом «деле» нашим молодцам очень стараются помочь их жены — русские или обрусевшие в городе чувашки. В итоге после женитьбы подобный грамотей вскоре начисто забывает по-чувашски и писать, и говорить.

Наверное, ситуация обусловлена культурным уровнем человека. Почему-то такой забывчивости у представителей других народов я не замечал. Знающий несколько языков француз никогда не перекрасится в англичанина или немца. Родной язык у него остается родным, и никакого ренегатства. Японец, который обучился европейским языкам, тоже останется японцем, и только чуваш, немного заговоривший по-русски, по своей глупости и под влиянием жены начинает забывать родной язык и стыдится своей национальности. Слава богу, хоть чувашский акцент остается. И где он, пресловутый зов крови?

Чуваш теперь и не чуваш, и не русский. Просто никто. Для русских он был и остался чувашом. А для чувашей становится пустоцветом, манкуртом, перебежчиком. Был немного чуваш, сейчас — немного русский. А завтра он кто, в какую сторону его понесет? В старину говорили: от перебежчика до холуя один шаг. Вот его, голубчика, судьба.

Почему не любит чуваш чуваша? Может быть, потому, что о ближнем судит по себе и в других узнает себя?

До какой степени это надо забыть родной язык, на котором тебе пели колыбельные песни, что его презирая, обернуться русским в чувашской деревне.

Чувашей-горожан можно пожалеть и простить. Их окружение в основном говорит по-русски. Но кем надо быть, чтобы в деревне отказаться от чувашского? Я не знаю, кто учит молодежь возносить одно, а другое, тоже необходимое, как одна из рук, хаять. Оба языка нам нужны, слов нет.

Полезно знать как можно больше языков, даже нужно. Фундаментом этих знаний все равно должен быть родной и только родной язык, только тогда человечество вновь может приступить к возведению Вавилонской башни. Для нас, разрешите напомнить, это чувашский. Человек, выучивший десяток языков, но отказавшийся от материнского, ни в коем случае не высокообразованный человек. Не патриот, а космополит, Иван без родства. Глупа та птица, что не любит родного гнезда. Чужой среди своих. И не свой среди чужих.

Как-то на одном собрании я затронул этот злободневный для моего народа вопрос, меня прерывали репликами.

- Что-то я не слыхал от стариков, что нужно беречь чувашский язык! — крикнул парень по-русски.

- Я тоже не слышал, - поддержал его другой голос.

- Старики сами наполовину обрусели, — усмехнулся третий.

- При коммунистах говорили, что всем нужно стать русскими, - то ли спросил, то ли утвердил один старик.

- А ты их побольше слушай, — съязвил другой.

Не ценим мы свое богатство — родной язык. Все чувашское принимаем в штыки. Вот стандартная картинка из жизни. Буквально вся деревня взбудораживается, когда приезжает кто-нибудь из города. Перед приезжим бедные деревенские даже между собой начинают говорить по-русски, будто прибыл к чувашам наместник Бога. В школе от учителя дети слышат русскую речь. На собрании говорят по-русски. И даже старушки по всей деревне с приездом русского дяди переходят на шепот. Все хотят угодить русскому, деревня лезет из кожи вон.

Заметив, что деревенский люд ходит перед ним на цыпочках, даже нормальный человек на глазах меняется: начинает повышать голос, приобретает барские замашки. И вот один человек (явно не оратор и не благородной крови) безо всякой агитации и уговоров, одним только своим присутствием, доводит деревню чуть ли не до полного обрусения. Чудеса, да и только!

...В одном районе, где самый многочисленный народ — чуваши, районная газета выходит только на русском. «Не знает» чувашского и радиоузел. О школах я уже говорил. Неужели это, как утверждает Российская Конституция, равноправие наций а нашем государстве? Господин и слуга, а когда они были равны? Парадокс.

Однажды, несколько лет назад, я сошел с автобуса около татарской деревни. Со мной вышли двое. Мои спутники, муж и жена, оказались врачами. Завершили учебу, по направлению приехали сюда. В разговоре выяснилось, что они русские.

- Хотели взять направление на родину, в Присурье, но специалисты больше нужны здесь, в местной больнице, — сказал молодой врач. — Пока детей нет, поживем. — Беспокоит, конечно, незнание языка, — промолвил он, когда входили в деревню. — Мы впервые сталкиваемся с татарами.

- Может, нас переведут в другую деревню, — высказала надежду жена.

Муж промолчал.

В следующий раз в этой деревне я оказался спустя три года. Решил навестить знакомых. Ребятишки показали, где живут русские врачи. В доме никого не оказалось. От одной старушки узнал, что молодая мама с ребенком в садике.
Тогда (через десять минут уходил автобус) я решил сбегать в больницу. Врач принимал больных. Взглянул в мою сторону и, видимо, приняв меня за очередного больного, продолжил разговор с пациентом. Боже мой, неужели по-татарски говорит русский врач? Действительно, по-татарски! Вот уж обрадовал меня мой знакомый, не ожидал. Да и татары тоже достойны похвалы, знают себе цену. Потом из Чебоксар я написал знакомым врачам о своем визите, о своей радости за них. Тогда, уезжая от них, я размышлял о том, что видел, слышал в татарской деревне. Колхоз построил молодым красивый каменный дом. В семье прибавление. Разрешена языковая проблема: выучили они татарский. И никто никому не навязывает свою религию, свой язык. И нет знакомой картины, когда вся деревня ходит на цыпочках перед одним человеком. Язык деревни (района, области) должен выучить приезжий. В больнице, наблюдая уважительную беседу татарина и русского, я не заметил, что кто-либо из них старается показать свое превосходство. И видно было, что врач очень заинтересован и беседой, и пациентом.

* * *
Почему чуваш не любит себя, свой народ, спросил я у десятка людей, в основном интеллигентов. Вот их ответы.

1. - Слишком большая проблема, чтобы обсуждать на улице. Чтобы разобраться, надо привлечь социологов, психологов, этнографов, писателей, философов.
- Может, и не только наших?
- Нет. Только наших. А там видно будет. А вопрос очень актуальный. Не любим мы себя, точно.
- Почему? Постарайтесь ответить коротко.
- Горемычные мы. Только и остается сосать свою лапу, как тому мишке. Мы уничтожаем самих себя. У нас нет народного вождя, батыра, как Шамиль, Дудаев, наш Яковлев. А тем, кто мог бы выйти на этот уровень, или перебили бы крылья, или для них все кончилось бы тюрьмой.
Москва была мастером по этой части. Чтобы нерусские народы не рассуждали о своих лидерах, вооружилась всемогущим термином. Похвалил свой народ - ты националист. Осмелился на городском собрании в присутствии нескольких русских выступить с чувашской речью - все, ты националист. Надел национальную одежду - уже слов нет, ясно. Жена чувашка, и вы говорите по-чувашски - вы националисты. Коммунисты утверждали, что самые надежные те, кто взял в жены русскую. Нельзя было выделять чувашский народ, показывать свое лицо. Писали по указке так: "Под чутким руководством великой партии, как и все дружные народы советской страны, чуваши..." И так всегда. Нечто среднее статистическое, ни души, ни лица.

2. - Почему чуваш не любит чуваша?
- Наверное, потому, что свои недостатки видит в других, — ответил второй человек.
- А раньше, когда целыми деревнями обращались в татары, тоже так было? Убегали от самих себя, видя свои недостатки? От худшего к лучшему?
- Нет. Я имею в виду отдельного человека. Иногда не любить себя, как отдельную личность, считаю полезным. Это помогает избавляться от недостатков, становиться лучше.
- Что ты скажешь о нации?
- Не любить себя стало у нас традицией.
- Почему?
- Тут коротко не объяснишь. Так повелевает, наверное, чувашский дух.
- Что это такое, чувашский дух?
- Чувство рабства у чувашей уже в крови, привито навечно. Живем вслепую. Имею в виду, что нигде ни с кем не общаемся, ничего не знаем. Однако подобная замкнутость и помогла, может, сохраниться на тернистой дороге истории. Не отличались воинственностью, захватчиками никогда не были. На всякий случай держали при себе булаву или кистень, а кто мог, и ружье; береженого Бог бережет. Вот и выжили.
Вот татары, в отличие от нас, народ активный. Они не боялись вести войны, умелые торговцы, да и на ночную охоту смело выходили, не брезговали ею.

3. - Извините, товарищ, можно вам задать вопрос?
- Какой? Если знаю, отвечу...
- Читаю историческую книгу, никак не уразумею одну вещь. Почему чуваши не любят себя и друг друга?
- Наверное, это проявляется не только у чувашей.
- У нас все же более выражено. Как объясняют феномен историки и психологи?
- Душой обмелели. Может, поэтому? Говорят, чем меньше зверь, тем он коварнее. Я не имею в виду, конечно, рост (хотя чуваши и ростом не вышли), говорю о характере, мировосприятии. Возьмем меня. Как жена умерла, так я постоянно на ногах, вся жизнь на бегу. К вечеру до смерти устаешь, ходишь - пинаешь ни в чем не повинную кошку, хлопаешь дверьми. Внутри что-то свербит. Света белого видеть не хочу, людей тем более. Может, чуваши - уставший от долгой жизни древний народ? И судьба наша - полная ассимиляция с другими народами?

4. - У меня нет времени на разговоры! - сказал четвертый и пошел по своим делам.

5. С пятым респондентом разговор завязался так.
Он ходил вокруг нас и вроде настороженно прислушивался. Наконец, приблизился к нам. Неуверенно заговорил.
- Извините, что мешаю, для чего вы это записываете?
- Чтобы знать мнение народа, — ответил я. — Для истории.
- А мое мнение можно записать?
- Пожалуйста.
- Паспорт не с собой...
- Он не нужен.
- Фамилию не записываете?
- Нет, - обнадежил я его.
- Тогда всякие инициалы там А. В., Н. И. тоже не ставь, вдруг узнают. Дойдет и до ушей жены.
- Никак писать не буду. Я тебя вижу в первый и в последний раз.
- Спасибо, - неожиданно обиделся господин-товарищ. - Я не потому. Рад бы... Однако жизнь диктует свои законы.
Да, человеку явно хочется раскрыть душу, но что-то удерживает. Обнял бы, наверное, меня, но стесняется.
- Чье мнение тебя интересует? Какой тебе нужен человек? - спросил незнакомец.
- Такой, как ты, - сказал я.
- А какой я? - почему-то испугался он.
- Скажем, тот, который жизнь повидал, - посмотрел я на него. - Лет так около сорока. Чтоб думать умел. («Чтобы жил и не дрожал, как ты», - подумал про себя.)
- А что ты хочешь знать?
- А вот что, - сказал я. - Чуваш с чувашом... не человек с человеком, а именно чуваш с чувашом подчас не могут найти общий язык. Почему, по-вашему, так происходит? Не забудьте, что говорим о чувашах.
- Почему только о них? Непонимание между людьми всегда возможно. Вот мы со «старухой» (так я называю от досады жену, годами она намного моложе меня): я - чуваш, она - русская. (Родители у нее чуваши, русской стала в городе. Но почище русских. Объясню попозже.) Нет, мы с ней не можем найти общий язык.
- Жена твоя, какая она?
- Человек как человек. Говорят, красивая. Я тоже сначала так думал. Скороспелка. Рано стала знаться с мужчинами. Мы поженились, когда ей было 20 лет.
- И почему нет между вами согласия?
- Она разлучила меня с родными. И не только с ними. Она отгородила меня от своего народа.
- Как это? Кто, например, может отлучить меня от своего народа? Дело-то во мне самом.
- Как и все русскоязычные чуваши, она ни одного слова не говорит по-чувашски. Хоть зарежь, не заговорит. По-русски, по-русски, только по-русски... Моя деревенская родня по-русски не так уж... Моя «старуха» только и издевалась над ними. Позже, когда дети подросли, их уже не отвозили в деревню, боялись, что выучат чувашский. Мне она запрещает говорить на родном языке. Чувашские книги выбрасывает.
- Она нормальная?
- Черт их знает, этих женщин.

6. - Несчастный чуваш, он радуется чужому горю. В глаза - жалеет, за глаза - злорадствует. Слава богу, беда обошла меня стороной — его типичный ход мыслей.

7. - Не верю, что чуваш не уважает чуваша! - ответил мне один товарищ. - Чуваш всегда тянется к чувашу. Они любят вместе жить, работать и веселиться. Мы привыкли жить спокойно. Язык наш мягкий, песни незабываемые, сказкам-присказкам нет конца. Все подчинено спокойному ритму жизни. Внутри себя вижу мир чуваша — и не променяю свою жизнь ни на какую другую. Не приживусь на чужбине. Стать туристом на короткое время — с удовольствием. Но навсегда, будь там трижды Америка, не хочу. Мы не привыкли жить в оранжерейных условиях. Мой дом — Чувашия. Невелика наша республика, но душе дает тепло и защиту; для диаспоры чувашская земля — родной дом. Из далекого прошлого пролегла дорога народа. Но будущее наше теряется во мгле. Никто не может сказать, что будет с народом, что останется от него через двести, триста лет, не говоря уже о тысячелетиях.

8. - Я, кажется, понял, почему выучившие русский язык перестают разговаривать на родном. А может, я и ошибаюсь. В России чуваши являлись забитым народом, были рабами из рабов. Как только их не обзывали: всякие там слепые, грязные, дремучие язычники-варвары, дураки. Самыми что ни на есть гнусными прозвищами. Дошло до того, что русский, презирая другого, обзывал его чувашом. Если хотели обидеть до гроба, говорили:«Чуваш!» или: «Лапоть!»
Некоторые русские наши «друзья» до сих пор не отказываются от такого отношения к нам. Года три назад в Москве один из депутатов Верховного Совета на одной из сессий так и заявил на всю Россию: «Мы не чуваши какие-нибудь!»
Видите ли, они-то и есть настоящий этнос, а мы, по мнению этого самодура, «какие-нибудь», всякая мелочь.
Для шовинистов мы - только «какие-нибудь». Гиганты мысли, классики мировой литературы А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, которые знали чувашей, писали о нашем народе с уважением и доброжелательно.
Только мы не умеем уважать самих себя. Или забыли, что мы полноценные представители рода людского! Может, поверили клевете недоброжелателей? Последнее, как кажется, все же ближе к истине.

Замученные, закабаленные чуваши, из века в век, из поколения в поколение страдавшие под пятой других народов, оказались птицами в клетке, зависящими от подачек, стали отрицать самих себя (не скажу «презирать себя» - было бы слишком.) Сложившаяся ситуация - последний, завершающий этап вымирания нации. Человек, переставший уважать себя, - конченый человек, а когда сам народ начинает не признавать себя, это означает, что он встал на путь самоуничтожения. Говорят, все живое покидает тонущий корабль. Представители же умирающего народа уходят куда глаза глядят. Навсегда.

Известно, раньше много чувашей уходило в татары. Теперь идет процесс массового обрусения. Говорящие по-русски «забывают» родной язык, их не волнует чувашское. И, пожалуйста, обижайте чувашский народ, мы рта не раскроем, чтобы защитить себя. Вот несколько известных примеров.

В 1922—1930 годах в Самаре функционировала известная на всю губернию (край, потом область) Чувашская школа. Окончившие ее выпускники становились учителями, шли дальше учиться в вузы. (В этой известной школе некоторое время пришлось проучиться и мне.) За год до закрытия школы учиться в ней хотело 400 детей, мест же было всего 40. Но Москва закрыла Чувашскую школу. Хотят чувашские дети учиться? Пусть учатся на русском.

Хоть бы один чуваш замолвил слово в защиту школы. Все промолчали по принципу: моя хата с краю, я ничего не знаю.

Для чувашей Самарской области выходила чувашская газета «Колхозник». Когда-то редакторами там работали писатели Д. В. Исаев и В. 3. Иванов-Паймен. В 1938 году газету тоже закрыли. Наверное, решили, что чувашам больше на пользу русский, нежели родной язык. Мы, молодцы, опять промолчали.

В районном центре Подбельске (Самарская область) в педучилище было чувашское отделение - и его закрыли. Мы опять промолчали.

В Куйбышевской (Самарской) области выходило несколько районных чувашских газет - их тоже уничтожили.

Продолжать? Или хватит? Подобный мартиролог (перечень неприятных фактов) я могу дополнить несколькими страницами.

Вот наши соседи — татары, или чеченцы, умеют постоять за себя, только мы, премудрые пескари, живем, набрав в рот воды. А до каких пор?

1995 год.

Перевод с чувашского В. Степанова.

чуваш чуваша
не любил
не любит
не полюбит
любил
любит
полюбит

результаты этого опроса

сделайте свое голосование!
www.memos.ru : www.memos.ru

Subscribe

  • ТИПШАР НАВАЛЬНОГО

    сейчас куча комментаторов рассуждает выгодно-невыгодно, мандела-немандела и т.п. А возвращение навального, походу, это чисто чувашский способ,…

  • ИГНАТЬЕВ УМЕР САМ

    а не от новичка, как считают чувашские конспирологи Доказательством послужила выложенная Христо Грозевым база перемещений отравителей навального, в…

  • ИГНАТЬЕВ ПОДХВАТИЛ ЭСТАФЕТУ ТИПШАР

    Прекрасен Чебоксарский речной порт - морские ворота чувашии. Единственно, невозможно на них повеситься по чувашскому обряду проклятия Типшар, Поэтому…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ТИПШАР НАВАЛЬНОГО

    сейчас куча комментаторов рассуждает выгодно-невыгодно, мандела-немандела и т.п. А возвращение навального, походу, это чисто чувашский способ,…

  • ИГНАТЬЕВ УМЕР САМ

    а не от новичка, как считают чувашские конспирологи Доказательством послужила выложенная Христо Грозевым база перемещений отравителей навального, в…

  • ИГНАТЬЕВ ПОДХВАТИЛ ЭСТАФЕТУ ТИПШАР

    Прекрасен Чебоксарский речной порт - морские ворота чувашии. Единственно, невозможно на них повеситься по чувашскому обряду проклятия Типшар, Поэтому…