?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хведер УЯР (1914-2000) - один из нескольких столпов чувашской прозы. Автор исторического романа-дилогии "Тенёта" и многих книг прозы и публицистики. Несколько его книг было изъято из библиотек и уничтожено (по обвинению в национализме). Родился и вырос в самарской чувашской деревне. Главной его болью вплоть до последних дней оставалась жалкая судьба родного народа.
Публикуемое эссе впервые опубликовано по-чувашски в газете "Хыпар" в 1995 году. Русский перевод опубликован в том же году в журнале "ЛИК Чувашии".

ПОЧЕМУ ЧУВАШ НЕ ЛЮБИТ ЧУВАША?
http://chuvash.ru/node/44
Эссе 1995 г.

Хведер УЯР

 

На самом ли деле чуваш не любит чуваша? Есть ли в жизни подтверждение этому?

Сколько угодно! — утверждает автор. Уже само отрицание чувашами чувашского говорит о многом. Обращение в татар целых чувашских деревень. Неверие в будущее своей нации. Привычка жить в угоду соседним народам. Может, наши предки тогда уже заметили близость чувашского и татарского языков, вполне может быть.

Теперь же чувашский интеллигент ближнего своего видит в русском, тянется к русскому. Мы знаем: русский народ многочислен, он сильней, культурней, иногда нахальнее, наглее (в последнем убеждает интервенция российских войск в Чечню). "Шишки", сливки чувашской «интеллигенции», правдиво показанные писателем Семеном Хуммой, учитывая данное положение вещей, решили вконец обрусеть — практично и удобно. В этом «деле» нашим молодцам очень стараются помочь их жены — русские или обрусевшие в городе чувашки. В итоге после женитьбы подобный грамотей вскоре начисто забывает по-чувашски и писать, и говорить.

Наверное, ситуация обусловлена культурным уровнем человека. Почему-то такой забывчивости у представителей других народов я не замечал. Знающий несколько языков француз никогда не перекрасится в англичанина или немца. Родной язык у него остается родным, и никакого ренегатства. Японец, который обучился европейским языкам, тоже останется японцем, и только чуваш, немного заговоривший по-русски, по своей глупости и под влиянием жены начинает забывать родной язык и стыдится своей национальности. Слава богу, хоть чувашский акцент остается. И где он, пресловутый зов крови?

Чуваш теперь и не чуваш, и не русский. Просто никто. Для русских он был и остался чувашом. А для чувашей становится пустоцветом, манкуртом, перебежчиком. Был немного чуваш, сейчас — немного русский. А завтра он кто, в какую сторону его понесет? В старину говорили: от перебежчика до холуя один шаг. Вот его, голубчика, судьба.

Почему не любит чуваш чуваша? Может быть, потому, что о ближнем судит по себе и в других узнает себя?

До какой степени это надо забыть родной язык, на котором тебе пели колыбельные песни, что его презирая, обернуться русским в чувашской деревне.

Чувашей-горожан можно пожалеть и простить. Их окружение в основном говорит по-русски. Но кем надо быть, чтобы в деревне отказаться от чувашского? Я не знаю, кто учит молодежь возносить одно, а другое, тоже необходимое, как одна из рук, хаять. Оба языка нам нужны, слов нет.

Полезно знать как можно больше языков, даже нужно. Фундаментом этих знаний все равно должен быть родной и только родной язык, только тогда человечество вновь может приступить к возведению Вавилонской башни. Для нас, разрешите напомнить, это чувашский. Человек, выучивший десяток языков, но отказавшийся от материнского, ни в коем случае не высокообразованный человек. Не патриот, а космополит, Иван без родства. Глупа та птица, что не любит родного гнезда. Чужой среди своих. И не свой среди чужих.

Как-то на одном собрании я затронул этот злободневный для моего народа вопрос, меня прерывали репликами.

- Что-то я не слыхал от стариков, что нужно беречь чувашский язык! — крикнул парень по-русски.

- Я тоже не слышал, - поддержал его другой голос.

- Старики сами наполовину обрусели, — усмехнулся третий.

- При коммунистах говорили, что всем нужно стать русскими, - то ли спросил, то ли утвердил один старик.

- А ты их побольше слушай, — съязвил другой.

Не ценим мы свое богатство — родной язык. Все чувашское принимаем в штыки. Вот стандартная картинка из жизни. Буквально вся деревня взбудораживается, когда приезжает кто-нибудь из города. Перед приезжим бедные деревенские даже между собой начинают говорить по-русски, будто прибыл к чувашам наместник Бога. В школе от учителя дети слышат русскую речь. На собрании говорят по-русски. И даже старушки по всей деревне с приездом русского дяди переходят на шепот. Все хотят угодить русскому, деревня лезет из кожи вон.

Заметив, что деревенский люд ходит перед ним на цыпочках, даже нормальный человек на глазах меняется: начинает повышать голос, приобретает барские замашки. И вот один человек (явно не оратор и не благородной крови) безо всякой агитации и уговоров, одним только своим присутствием, доводит деревню чуть ли не до полного обрусения. Чудеса, да и только!

...В одном районе, где самый многочисленный народ — чуваши, районная газета выходит только на русском. «Не знает» чувашского и радиоузел. О школах я уже говорил. Неужели это, как утверждает Российская Конституция, равноправие наций а нашем государстве? Господин и слуга, а когда они были равны? Парадокс.

Однажды, несколько лет назад, я сошел с автобуса около татарской деревни. Со мной вышли двое. Мои спутники, муж и жена, оказались врачами. Завершили учебу, по направлению приехали сюда. В разговоре выяснилось, что они русские.

- Хотели взять направление на родину, в Присурье, но специалисты больше нужны здесь, в местной больнице, — сказал молодой врач. — Пока детей нет, поживем. — Беспокоит, конечно, незнание языка, — промолвил он, когда входили в деревню. — Мы впервые сталкиваемся с татарами.

- Может, нас переведут в другую деревню, — высказала надежду жена.

Муж промолчал.

В следующий раз в этой деревне я оказался спустя три года. Решил навестить знакомых. Ребятишки показали, где живут русские врачи. В доме никого не оказалось. От одной старушки узнал, что молодая мама с ребенком в садике.
Тогда (через десять минут уходил автобус) я решил сбегать в больницу. Врач принимал больных. Взглянул в мою сторону и, видимо, приняв меня за очередного больного, продолжил разговор с пациентом. Боже мой, неужели по-татарски говорит русский врач? Действительно, по-татарски! Вот уж обрадовал меня мой знакомый, не ожидал. Да и татары тоже достойны похвалы, знают себе цену. Потом из Чебоксар я написал знакомым врачам о своем визите, о своей радости за них. Тогда, уезжая от них, я размышлял о том, что видел, слышал в татарской деревне. Колхоз построил молодым красивый каменный дом. В семье прибавление. Разрешена языковая проблема: выучили они татарский. И никто никому не навязывает свою религию, свой язык. И нет знакомой картины, когда вся деревня ходит на цыпочках перед одним человеком. Язык деревни (района, области) должен выучить приезжий. В больнице, наблюдая уважительную беседу татарина и русского, я не заметил, что кто-либо из них старается показать свое превосходство. И видно было, что врач очень заинтересован и беседой, и пациентом.

* * *
Почему чуваш не любит себя, свой народ, спросил я у десятка людей, в основном интеллигентов. Вот их ответы.

1. - Слишком большая проблема, чтобы обсуждать на улице. Чтобы разобраться, надо привлечь социологов, психологов, этнографов, писателей, философов.
- Может, и не только наших?
- Нет. Только наших. А там видно будет. А вопрос очень актуальный. Не любим мы себя, точно.
- Почему? Постарайтесь ответить коротко.
- Горемычные мы. Только и остается сосать свою лапу, как тому мишке. Мы уничтожаем самих себя. У нас нет народного вождя, батыра, как Шамиль, Дудаев, наш Яковлев. А тем, кто мог бы выйти на этот уровень, или перебили бы крылья, или для них все кончилось бы тюрьмой.
Москва была мастером по этой части. Чтобы нерусские народы не рассуждали о своих лидерах, вооружилась всемогущим термином. Похвалил свой народ - ты националист. Осмелился на городском собрании в присутствии нескольких русских выступить с чувашской речью - все, ты националист. Надел национальную одежду - уже слов нет, ясно. Жена чувашка, и вы говорите по-чувашски - вы националисты. Коммунисты утверждали, что самые надежные те, кто взял в жены русскую. Нельзя было выделять чувашский народ, показывать свое лицо. Писали по указке так: "Под чутким руководством великой партии, как и все дружные народы советской страны, чуваши..." И так всегда. Нечто среднее статистическое, ни души, ни лица.

2. - Почему чуваш не любит чуваша?
- Наверное, потому, что свои недостатки видит в других, — ответил второй человек.
- А раньше, когда целыми деревнями обращались в татары, тоже так было? Убегали от самих себя, видя свои недостатки? От худшего к лучшему?
- Нет. Я имею в виду отдельного человека. Иногда не любить себя, как отдельную личность, считаю полезным. Это помогает избавляться от недостатков, становиться лучше.
- Что ты скажешь о нации?
- Не любить себя стало у нас традицией.
- Почему?
- Тут коротко не объяснишь. Так повелевает, наверное, чувашский дух.
- Что это такое, чувашский дух?
- Чувство рабства у чувашей уже в крови, привито навечно. Живем вслепую. Имею в виду, что нигде ни с кем не общаемся, ничего не знаем. Однако подобная замкнутость и помогла, может, сохраниться на тернистой дороге истории. Не отличались воинственностью, захватчиками никогда не были. На всякий случай держали при себе булаву или кистень, а кто мог, и ружье; береженого Бог бережет. Вот и выжили.
Вот татары, в отличие от нас, народ активный. Они не боялись вести войны, умелые торговцы, да и на ночную охоту смело выходили, не брезговали ею.

3. - Извините, товарищ, можно вам задать вопрос?
- Какой? Если знаю, отвечу...
- Читаю историческую книгу, никак не уразумею одну вещь. Почему чуваши не любят себя и друг друга?
- Наверное, это проявляется не только у чувашей.
- У нас все же более выражено. Как объясняют феномен историки и психологи?
- Душой обмелели. Может, поэтому? Говорят, чем меньше зверь, тем он коварнее. Я не имею в виду, конечно, рост (хотя чуваши и ростом не вышли), говорю о характере, мировосприятии. Возьмем меня. Как жена умерла, так я постоянно на ногах, вся жизнь на бегу. К вечеру до смерти устаешь, ходишь - пинаешь ни в чем не повинную кошку, хлопаешь дверьми. Внутри что-то свербит. Света белого видеть не хочу, людей тем более. Может, чуваши - уставший от долгой жизни древний народ? И судьба наша - полная ассимиляция с другими народами?

4. - У меня нет времени на разговоры! - сказал четвертый и пошел по своим делам.

5. С пятым респондентом разговор завязался так.
Он ходил вокруг нас и вроде настороженно прислушивался. Наконец, приблизился к нам. Неуверенно заговорил.
- Извините, что мешаю, для чего вы это записываете?
- Чтобы знать мнение народа, — ответил я. — Для истории.
- А мое мнение можно записать?
- Пожалуйста.
- Паспорт не с собой...
- Он не нужен.
- Фамилию не записываете?
- Нет, - обнадежил я его.
- Тогда всякие инициалы там А. В., Н. И. тоже не ставь, вдруг узнают. Дойдет и до ушей жены.
- Никак писать не буду. Я тебя вижу в первый и в последний раз.
- Спасибо, - неожиданно обиделся господин-товарищ. - Я не потому. Рад бы... Однако жизнь диктует свои законы.
Да, человеку явно хочется раскрыть душу, но что-то удерживает. Обнял бы, наверное, меня, но стесняется.
- Чье мнение тебя интересует? Какой тебе нужен человек? - спросил незнакомец.
- Такой, как ты, - сказал я.
- А какой я? - почему-то испугался он.
- Скажем, тот, который жизнь повидал, - посмотрел я на него. - Лет так около сорока. Чтоб думать умел. («Чтобы жил и не дрожал, как ты», - подумал про себя.)
- А что ты хочешь знать?
- А вот что, - сказал я. - Чуваш с чувашом... не человек с человеком, а именно чуваш с чувашом подчас не могут найти общий язык. Почему, по-вашему, так происходит? Не забудьте, что говорим о чувашах.
- Почему только о них? Непонимание между людьми всегда возможно. Вот мы со «старухой» (так я называю от досады жену, годами она намного моложе меня): я - чуваш, она - русская. (Родители у нее чуваши, русской стала в городе. Но почище русских. Объясню попозже.) Нет, мы с ней не можем найти общий язык.
- Жена твоя, какая она?
- Человек как человек. Говорят, красивая. Я тоже сначала так думал. Скороспелка. Рано стала знаться с мужчинами. Мы поженились, когда ей было 20 лет.
- И почему нет между вами согласия?
- Она разлучила меня с родными. И не только с ними. Она отгородила меня от своего народа.
- Как это? Кто, например, может отлучить меня от своего народа? Дело-то во мне самом.
- Как и все русскоязычные чуваши, она ни одного слова не говорит по-чувашски. Хоть зарежь, не заговорит. По-русски, по-русски, только по-русски... Моя деревенская родня по-русски не так уж... Моя «старуха» только и издевалась над ними. Позже, когда дети подросли, их уже не отвозили в деревню, боялись, что выучат чувашский. Мне она запрещает говорить на родном языке. Чувашские книги выбрасывает.
- Она нормальная?
- Черт их знает, этих женщин.

6. - Несчастный чуваш, он радуется чужому горю. В глаза - жалеет, за глаза - злорадствует. Слава богу, беда обошла меня стороной — его типичный ход мыслей.

7. - Не верю, что чуваш не уважает чуваша! - ответил мне один товарищ. - Чуваш всегда тянется к чувашу. Они любят вместе жить, работать и веселиться. Мы привыкли жить спокойно. Язык наш мягкий, песни незабываемые, сказкам-присказкам нет конца. Все подчинено спокойному ритму жизни. Внутри себя вижу мир чуваша — и не променяю свою жизнь ни на какую другую. Не приживусь на чужбине. Стать туристом на короткое время — с удовольствием. Но навсегда, будь там трижды Америка, не хочу. Мы не привыкли жить в оранжерейных условиях. Мой дом — Чувашия. Невелика наша республика, но душе дает тепло и защиту; для диаспоры чувашская земля — родной дом. Из далекого прошлого пролегла дорога народа. Но будущее наше теряется во мгле. Никто не может сказать, что будет с народом, что останется от него через двести, триста лет, не говоря уже о тысячелетиях.

8. - Я, кажется, понял, почему выучившие русский язык перестают разговаривать на родном. А может, я и ошибаюсь. В России чуваши являлись забитым народом, были рабами из рабов. Как только их не обзывали: всякие там слепые, грязные, дремучие язычники-варвары, дураки. Самыми что ни на есть гнусными прозвищами. Дошло до того, что русский, презирая другого, обзывал его чувашом. Если хотели обидеть до гроба, говорили:«Чуваш!» или: «Лапоть!»
Некоторые русские наши «друзья» до сих пор не отказываются от такого отношения к нам. Года три назад в Москве один из депутатов Верховного Совета на одной из сессий так и заявил на всю Россию: «Мы не чуваши какие-нибудь!»
Видите ли, они-то и есть настоящий этнос, а мы, по мнению этого самодура, «какие-нибудь», всякая мелочь.
Для шовинистов мы - только «какие-нибудь». Гиганты мысли, классики мировой литературы А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, которые знали чувашей, писали о нашем народе с уважением и доброжелательно.
Только мы не умеем уважать самих себя. Или забыли, что мы полноценные представители рода людского! Может, поверили клевете недоброжелателей? Последнее, как кажется, все же ближе к истине.

Замученные, закабаленные чуваши, из века в век, из поколения в поколение страдавшие под пятой других народов, оказались птицами в клетке, зависящими от подачек, стали отрицать самих себя (не скажу «презирать себя» - было бы слишком.) Сложившаяся ситуация - последний, завершающий этап вымирания нации. Человек, переставший уважать себя, - конченый человек, а когда сам народ начинает не признавать себя, это означает, что он встал на путь самоуничтожения. Говорят, все живое покидает тонущий корабль. Представители же умирающего народа уходят куда глаза глядят. Навсегда.

Известно, раньше много чувашей уходило в татары. Теперь идет процесс массового обрусения. Говорящие по-русски «забывают» родной язык, их не волнует чувашское. И, пожалуйста, обижайте чувашский народ, мы рта не раскроем, чтобы защитить себя. Вот несколько известных примеров.

В 1922—1930 годах в Самаре функционировала известная на всю губернию (край, потом область) Чувашская школа. Окончившие ее выпускники становились учителями, шли дальше учиться в вузы. (В этой известной школе некоторое время пришлось проучиться и мне.) За год до закрытия школы учиться в ней хотело 400 детей, мест же было всего 40. Но Москва закрыла Чувашскую школу. Хотят чувашские дети учиться? Пусть учатся на русском.

Хоть бы один чуваш замолвил слово в защиту школы. Все промолчали по принципу: моя хата с краю, я ничего не знаю.

Для чувашей Самарской области выходила чувашская газета «Колхозник». Когда-то редакторами там работали писатели Д. В. Исаев и В. 3. Иванов-Паймен. В 1938 году газету тоже закрыли. Наверное, решили, что чувашам больше на пользу русский, нежели родной язык. Мы, молодцы, опять промолчали.

В районном центре Подбельске (Самарская область) в педучилище было чувашское отделение - и его закрыли. Мы опять промолчали.

В Куйбышевской (Самарской) области выходило несколько районных чувашских газет - их тоже уничтожили.

Продолжать? Или хватит? Подобный мартиролог (перечень неприятных фактов) я могу дополнить несколькими страницами.

Вот наши соседи — татары, или чеченцы, умеют постоять за себя, только мы, премудрые пескари, живем, набрав в рот воды. А до каких пор?

1995 год.

Перевод с чувашского В. Степанова.

чуваш чуваша
не любил
не любит
не полюбит
любил
любит
полюбит

результаты этого опроса

сделайте свое голосование!
www.memos.ru : www.memos.ru

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Feb. 10th, 2011 05:21 am (UTC)
чăваш чăвашпа

chuvash.org/blogs/comments/1401.html
(Anonymous)
Feb. 10th, 2011 05:27 am (UTC)
chuvash.org/blogs/comments/1401.html
Комментари:
Аксар Чунтупай
2011-01-12 22:40

Кая юлтăмăр пулас.... Эсĕ ялти чăваш шкулне кĕрсе пăх-ха - унта пурте вырăсла калаçаççĕ!
сувар
2011-01-13 18:58

Пуртех-мар, калаçакане калаçтăр. Çапах та мĕн пĕчĕкрен ачасене пуçне кертсен: "чăвашпа кăна перлешмелле" тесен усси пулать. Хамăр хамăра палăртмасан, сыхласа хăварас темесен халах пĕтсе пырать...
Пер херарам
2011-01-14 21:48

Хут вĕреннĕ чăваш арçынĕсем темшĕн чăваш хĕрĕсене качча илесшĕн мар, майрасене илеççĕ те вĕсен йĕмĕсене çуса пурнаççĕ!
Кун пек шухăша Митта Ваçлейех каланă хăй вăхăтĕнче...
Атнер
2011-01-15 21:09

Пĕр хĕрарăм калани 50-60çулсенче пулнă.Мĕн тăван?Яковлевăн та арăмĕ майра пулнă,ачисем чăвашла пĕлмень.Хальте конгресра ЧНКра ларакансиенпĕлмеççĕ.Вĕсем вĕть чиновниксем чунпа ĕçлемеççĕ.Турра шĕкĕр пурха маттур чăваш суварсем.Вĕсен арăмĕсем паллах чăвашсем,ачисемпе те чăвшла калаçаççĕ.Туркай,Микуç Балтай,Тимофеев-каратеист,Илле иванов-нумайăн вĕсем.Эпĕ сăмахран пасарта чăвашла пĕлекен сутуçăран кăна тавар илетĕп.Юлташсемпе те телефонпа та тăван чĕлхепе кăна калаçатпăр.Вырăссем те тутарсемте чеченсемте мана хисеплеççĕ.Сире те хăвăра хисеплеме сĕнетĕп.Вара пире ытти халăхсем хисеплеме пуçлĕç майĕпен.
Чавш херераме
2011-01-23 20:06

Чаваш челхине сыхласа хаварас тесессен ана хисеплемелле: шкула ирхи линейкана чавашла иртермелле(чаваш херараме директор, линейкара, шкулта яланах вырасла каласать), мен ачаран таван челхене юратма верентмелле, чаваш хасат-журналне интереслерех, йала-йеркесем синчен нумайрах сырмалла. Йала-йерке тесен, яланах туй, ача сурални, сынна пытарни синчен анчах аса илессе. Йетес туртни синчен пелес килет манан. Кам пултарать, тархасшан, сырса пелтерер.
Чаваш чавашпа анчах перлешмелле тени вара перре те выранла мар.
Зоя Васильевна
2011-01-24 16:21

"Чăваш чăвашпа кăна пĕрлешмелле" тенине нимĕнле те хирĕçлейместĕп. Анчах та çамрăксем çемье çавăрнă самантра çакăн пирки каччăпа хĕр çеç мар ашшĕ-амăшĕ те асра тытмаççĕ халĕ.Кашниех телейлĕ пуласлăха ĕмĕтленет.Çапах та телей кайăкĕ чылай çемьерен вĕçсе тухса кайкалани те пулкалать.
Ман шутпа,çемье çавăрнă вăхăтра чи малтан тĕн йăли-йĕрки çине пысăк тимлĕх уйăрмалла.Ватăларахпа нумайăшне çак ыйту йывăрлăха кĕртет.Акă,пирĕн тăрăхра тутар каччипе чăваш хĕрĕ пысăк юратупа пĕрлешрĕç.Шел пулин те, 15 çултан,чăваш хĕрарăмĕ вилсе кайрĕ.Мĕнле йывăр пулчĕ патару йĕрки; тутар çурта тытма хăрать, тытмасть, тутар хĕрарăмĕсем масар çине юратнă çынна та пытарма кĕреймеççĕ-юрамасть.
Тепĕр тĕслĕх; тутарпа чăвашран йĕркеленнĕ çемьере кукамăшĕ мăнукне чиркÿре, тутар кĕрÿшĕнчен вăрттăн, шыва кĕртнĕ, асламăшĕ вара, чăваш кинĕнчен вăрттăн,тутар йăли-йĕркине пурнăçланă.Паллах, савăнмалли кунта сахал ултавпа мала каяймăн. Эппин. малашне пирĕн пурин те тĕн йăли-йĕркине те шута илмелле.
Пер херарам
2011-01-27 12:29

ÇАвăнпа чăваш чăвашах илмелле тетпĕр çав ĕнтĕ.
Пирĕн патра та пулнă ун пекки. Пĕр чăваш каччи тутар хĕрне илнĕ. Аванах пурăннă малтан, ачи çуралнă, хайхи мункун кунĕ çитнĕ. Тутар кин мункун уявне паллă тума килĕшмен, мункун ретне тухмастăп тесе ачине йăтнă та тăван килне вĕçтернĕ.Чăваш пăянамăш телефонпа тем пек килме чĕнтĕм тет,кин -килмест. Чăтайман енне : "Пирĕн уявсем начар пулчĕç ĕнтĕ саншăн, чăваш упăшкун урхамахĕ кăна аван пулчĕ пулас",- терĕм тет.Кинĕ килмен вара урăх. Ывăлĕ тепре авланчĕ, чăваш хĕрех тупăннă.Çаплалла çав...
Тимер
2011-01-27 21:47

Пирĕн асаттесем ухмахсем пулман ĕнтĕ.Пиртен аякра мар çармăссен ялĕсем,анчах та паянхи кунта пирĕн ялта унтан кин илсе килни пулман.Паллах,чăваш Арĕ майрапа телейлĕ пурнăç тăвасси питĕ иккĕненÿллĕ.Майрана пуллах Çеçпĕлĕмĕр таçта аякра пĕтрĕ.
(Anonymous)
Feb. 13th, 2011 09:49 am (UTC)
встретились два грузина ,разговорились и узнав ,что у приятеля нет пока машины решили помочь ему и купить МАШИНУ. Два татарина ,узнав ,что у соседа нет коня ,решили подарить ему коня .Встретились два чуваша ,разговорились и говорят ,слушай ты в тюрьме сидел и я сидел ,давай соседа в тюрьму посадим !Ну что есть о чем задуматься ? научитесь себя любить и вас полюбят и не завидуйте ,кому вы нужны ,если вы друг другу не нужны и поменьше чванства !
(Anonymous)
Feb. 20th, 2011 12:35 pm (UTC)
Чуваш ! Убей в себе раба!
(Anonymous)
Feb. 25th, 2011 11:31 am (UTC)
Повесься на воротах своего врага ;-))))) (Старинный чувашский обычай! Сухая смерть, кажется, назывался...)
(Anonymous)
Apr. 19th, 2014 06:58 pm (UTC)
подумай прежде чем чушь писать..,умник, Чуваш это не этноним как многие ошибочно понимают это социальный термин (кличка)доставшийся нам в угоду либо руских(христианских) либо булгарских(муслимских) летописцев и как глаголят иследователи совсем недавно по историческим меркам 15-16вв не раньше..,до этого времени в составе Булгарского царства был этнос сувар(савир,сувась)предки которых отказались принимать новую веру(ислам) предавая веру отцов(тенгрианство зороастризм),об этом повествует паломник из Халифата Ибн Фадлан,об этом есть упоминания и в руских летописях...
*Народ без прошлого, как ребенок без родителей и из него можно вылепить все, что необходимо, вложить в него свое миропонимание, свой образ мыслей.* Таким способом могут быть обезличены целые народы; сначала они лишатся своих истоков, веры и традиций, а затем их формируют по своему образу и подобию. *
Учите матчасть,изучайте и иследуйте,ищите ответы и обрящите ....
(Anonymous)
Feb. 27th, 2011 09:31 am (UTC)
Вот - налицо проявление реального ЧУВАШСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА !!! Это - совет националистическим властям Чувашляндии осуществить дискриминацию по национальному признаку!!!
(Anonymous)
Jun. 8th, 2012 11:30 pm (UTC)
Найчись отличать национализм(любовь к родине и своему народу)от нацизма.С таким отношением русских к коренным народам страны русские попав в беду уже не найдут потдержки какая была в 1612году когда татары,мордва,чуваши и черемисы помогли выкинуть поляков из Москвы.И заметь как быстро нынешняя Москва превращается в Масквабад где русские уже не хозяева.Я думаю и даже уверен что русским самим уже не справится чтобы вернуть столицу в свои руки.
(Anonymous)
May. 27th, 2012 02:26 am (UTC)
Давайте жить в мире! Чуваши, Татары, Башкиры, Русские, и тд... Давайте думать как созидать, как жить в мире, вместе плечом к плечу работать, служить, учиться.
ufasipailovo
Sep. 23rd, 2012 10:26 am (UTC)
поставил сюда vk.com/tatar_bozqurd
(Anonymous)
Oct. 9th, 2012 06:55 pm (UTC)
Чуваши - призрак наций
Эти стереотипы настолько близки к реальности, что лучше нам (чувашам) не рожать. Зачем продолжать проклятое поколение, зачем заставлять наших детей страдать? Пусть рождаются сильные русские, американские и т.д. Ведь всей планете лучше будет. Разум хотя-бы у нас должен быть) Разумно не рожать чувашам. Кто родит из чувашей, тот бессердечный урод. Лучше делайте как я: выучите русский язык и повадки, забудьте чувашский язык и традиции, пошлите всех своих животноподобных родственников куда подальше, уезжайте в другой город и усыновите кого-нибудь, но ни в коем случае не рожайте.
(Anonymous)
Feb. 4th, 2013 05:26 pm (UTC)
ПОЧЕМУ ещё в 1995 ЧУВАШ НЕ ЛЮБИЛ ЧУВАША?
Разве для чуваша чувашек нет?
(Anonymous)
Dec. 6th, 2013 05:07 pm (UTC)
Если не будешь сам себя уважать,то другие тем более не будут тебя уважать.человек,,не уважающий свой народ,язык и обычаи-МАНКУРТ!отрицание своего происхождения столь массово характерно не только чувашам,но и мордве,марийцам,удмуртам,коми и др.Даже у нас татар сейчас стали появляться такие манкурты. А вот о массовом переходе чувашей в татары в прошлом категорически не согласен.в те времена при неоднократных насильственных принуждений к христианизации татар и их обруссению,никакого смысла чувашам в татары переходить не было,так как татары были еще в худшем положении чем чуваши как народ другой религии,и татары платили еще один налог как иноверцы.Переход чувашей в русских уже был в те времена,так как это давало больше преимуществ чем быть татарином.
(Anonymous)
Dec. 6th, 2013 06:23 pm (UTC)
И массового перехода чувашей в татары никак бы не позволили царские власти и церковь,которые преследовали цель христианизации и обруссения татар,а тут переход чувашей в татары,-этого власти не допустили бы.вот окрещенных татар да,записывали русскими или чувашами,но большинство татар все равно тайно или в открытую возвращались в свою веру. Я не понимаю тех ,кто начинает оправдывать то, что они стыдятся своей нации и скрывают ее тем,что титульная нация считает их не образованными,дикарями,туземцами,что оскорбляют и обзывают.Татар на много чаще оскорбляют,обзывают и винят во всех грехах,и в большей части придуманных, не обоснованных чем другие народы.И тем не менее мы не стыдимся своей нации
,языка,религии и культуры(конечно и у нас есть манкурты,но хорошо что не так много).Благодаря этому мы еще сохранились как нация,не смотря ни на что.И не смотря на то,что многие годы пишется в ЛЖЕистории России в отношении Поволжья,мы знаем что мы коренное население Поволжья,а не пришлое,мы потомки Волжской Булгарии,которая была тюркоязычной,официальной религией которой с начала 10 века был ислам,письменность арабскими буквами , и мы все это сохранили(только в 20 веке перешли на кириллицу). Все это сохранили наши просветители,,религиозные деятели,не смотря на то,что нас еще больше притесняли. Чуваши будьте самими собой,не надо ни на кого смотреть,вы ничем не хуже других.Вы трудолюбивый,дружелюбный ,уважительный народ.Наше Среднее Поволжье многообразно и оригинально своими народами,языками,традициями.Сохраняйте свой язык и культуру. А тот кто предал язык матери и отца,свой народ,он все равно не уважаем и не считается своим среди тех за кого он хочет себя выдавать.Потомучто такой человек может завтра предать и тех,кем он стал себя считать,если он предал вчера своих,такой человек не надежен и опасен!
(Anonymous)
Dec. 6th, 2013 06:24 pm (UTC)
Руслан Булгар
(Anonymous)
Feb. 6th, 2014 02:48 am (UTC)
Есть такая поговорка:Курящий и пьющий человек-не чуваш.Сейчас не пьющих и не курящих большинство.Ну какие же они чуваши? Чуваш- звучит гордо! И не всем дано родиться и стать сыном или дочерью чувашского народа.Чувашский народ живёт тысячелетиями и не вам судить о народе ,который выжил, живёт и будет жить наперекор всем и вся!!!!!
(Anonymous)
Jan. 10th, 2015 02:18 pm (UTC)
чуваши - вымирающая нация
(Anonymous)
Mar. 5th, 2015 01:46 pm (UTC)
Сильная древняя нация, смогла дожить до сего времени, достойны уважения значит, знаю множество достойнейших людей чувашей, ну и завистливые есть к сожалению
Vlad Evralev
Jun. 21st, 2015 08:40 pm (UTC)
http://chuvashsky.livejournal.com/195696.html
если Чуваш - это социальный термин почему мы не заявили о себе после распада СССР как истинная нация (булгары или сувары), почему мы сейчас этого не делаем на официальном уровне, куда смотрят историки и правительство Чувашии, пора нам всем выйти на улицы и во все горло орать кто МЫ !!! нужны Археологи, Историки, Языковеды и Биологи что бы определиться раз и навсегда уже, СУВАРЫ или БУЛГАРЫ ??? зачем нам спорт, чемпионаты какие то, когда эти деньги можно пустить в нужное для нас дело, дело всего нашего существования ?!! ОЧНИСЬ НАРОД !!! ЧУВАШ ОЧНИСЬ !!!
(Anonymous)
Oct. 7th, 2016 08:50 am (UTC)
Почитайте для начала статью Льва Толстого "Патриотизм". Там на многие вопросы есть ответы.
Может избавитесь от некоторых заблуждений.
(Anonymous)
Mar. 28th, 2018 03:06 pm (UTC)
антуан
по сравнению с ЕВРЕЯМИ чуваши - это гавно
( 21 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
СЛАВА ЧУВАШИИ!
ЧУВАШАМ СЛАВА!



Powered by LiveJournal.com